Комфортное освещение на кухне - фото отчет. Организация света на кухне.

gallery/mailservice (4)

В этой статье, посвящённой освещению на кухне мы продолжим тему света в помещениях различного назначения. При организации света на кухне очень важно учитывать особенности именно помещений такого типа.

В отличие от статьи про освещенность спальных помещений, начнём с нормативов.

Основные подходы и оценка правильного уровня освещенности помещений

Посмотрим на таблицу, в которой есть параметр (Г-0.8). 0.8 – это высота уровня измерения от пола. Действительно, какой смысл измерятьосвещение на кухне на уровне пола (Г - 0.0.)? Это же не детская комната. Главное для света на кухне – рабочая поверхность, зона плиты и обеденный стол. То есть главное для правильного расчёта освещённости любого помещения определение назначения помещения и выбор того уровня, на котором освещённость должна быть достаточной.

Вернёмся на кухню. В отличие от спальной комнаты нормативы освещённости разумны, поэтому, когда начали проектировать кухню, приняли за основу именно нормативыСанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 . Место расположения кухни имеет особенность – изменить назначение помещения крайне сложно. Это практически не позволят сделать:

Фиксированная подводка газа или линии электроплиты;

Наличие канализационных сливов;

Особенности электропроводки с запасом по розеткам и освещению;

Фиксированные точки размещения светильников.

По сути, определив место для кухни в частном доме, Вы не сможете её перенести. В квартире ситуация ещё хуже. Поэтому к выбору места необходимо отнестись со всей ответственностью. В рассматриваемом случае выбор был ограничен точкой врезки газа в дом (расстояние до магистрали), этажом (первый), прямым доступом в гостиную комнату. На плане это выглядело вот так.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратите внимание на расположение выключателей – они изначальнопроходные и двухконтурные . Схема освещения на этом этапе была определена примерно. Детализация размещения освещённости появилась после долгой работы с дизайнерами, которые упорно пытались предложить освещение на кухне, фото хорошо это иллюстрирует, с люстрами на модернистском потолке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы добиться от них приемлемого потолка, пришлось самим брать в руки карандаш. В результате сначала появилось понимание, каким будет потолок. Запомните эти картинки, Вы их ещё увидите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но потолок это ещё не освещение на кухне , для расчётов понадобилась расстановка мебели. Изначально, на кухне предполагался двухуровневый потолок с натяжной частью в середине. Проект таким и получился, а значит, нужно было учесть особенности, которые имеетосвещение на кухне с натяжным потолком . То, что эта часть будет глянцевой, определило все дальнейшие расчёты.

Если натяжной потолок в расчёте глянцевый, это добавляет на уровень Г – 0.8 примерно 20% (блик и отражение). Поэтому замена на матовый потолок после расчётов может создать недостаточное освещение на всей кухне.

Подробнее про освщенность и ее расчет мы описывали ранее.

В итоге расчётное количество – 9 ламп 40 Вт, бра 60Вт в зоне обеденного стола и декоративная подсветка зоны натяжного потолка. В расчёте не учитывался естественный свет, что было ошибкой – два окна общей площадью 5,8 м 2 , причём это южная часть дома.

Второй ошибкой стало то, что два контура распределили как отдельно подсветка и отдельно все 9 ламп одновременно. Все эти ошибки в дальнейшем были исправлены, но при расчётах освещения на кухне с натяжным потолком их лучше не совершать.

Вывод. Для кухни важно фиксировать месторасположения в доме, расстановку плиты и мебели, после чего делать зонированные расчёты на уровне рабочего стола (0.8 м. от пола). Для кухни больше 10 м 2 таких зон может быть от 2-х и больше.

Реализация проекта и расчёта освещения на практике

Итак, у нас был проект и предварительный план расстановки мебели. Потолок был готов, размещена подсветка, и пока не появилась центральная вставка (глянцевый натяжной потолок), она отлично выполняла декоративную функцию. Но с момента установки центральной части, начались проблемы. Блики и зайчики от глянцевой белой поверхности сильно утомляли глаз. Подсветку демонтировали. Поскольку под потолком остался трансформатор на 12В, выводы оставили. В глаза не бросаются, а подсветки тоже не стоят на месте, оставили возможность подключить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующим шагом стало разделение 9 светильников потолка на два контура, включаемых по отдельности, для чего задействовали выключатель демонтированной подсветки. Всё сделано своими руками через отверстие потолочного светильника.

Практика показала, что с такими окнами, о чём было сказано выше, контур представленный на этих фото включается, когда уже совсем темно. Чаще используется контур, в котором одна лампа над плитой и три над обеденным столом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая, что процесс приготовления пищи вечером довольно редок, ещё чаще зону стола освещает бра (лампа накаливания 90 Вт) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большое окно на кухне, расположенное на южной стороне, позволяет снизить расчётное значение необходимого освещения на кухне на 25-30%.

Придерживайтесь на кухне политики мягкого освещения спектров, приятных глазу. Дизайнерские ноу-хау с цветовыми играми приедаются очень быстро. Чем больше на кухне естественного света и цветов, тем приятнее на ней находиться и готовить. Вам будет наплевать на нормативы, если свет на кухне режет глаза .

В итоге работа на кухне и освещениетам были закончены. За три года эксплуатации не возникло желания ничего переделывать. От подсветки, как элемента освещения на кухне с натяжным потолком отказались окончательно. За время эксплуатации заменили три лампы накаливания. Время включения настолько невелико, что пока о замене на светодиоды речи не идёт. Рассеянный свет из гостиной, где проводим время, позволяет не включать свет на кухне вовсе, с учетом ночника.

Такие приемлемые итоги стали возможны благодаря составленному продуманному плану, детально проработанному проекту и точному соблюдению деталей при реализации. Можно вернуться в начало статьи и сравнить картинки стадии, когда даже котлован не был выкопан с тем, что сфотографировано с руки вживую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А что же мы обычно делаем не так с освещением?

Обычно мы всё делаем не так. Начиная с непонимания как выбрать и куда установить осветительный прибор, до метаний со сменами места уже вроде бы выбранного светильника.

Ещё мы не любим думать, планировать и составлять проект. Аэлектропроводка этого не любит сама по себе, а освещение за такие метания мстит нашим глазам. И мы редко верим в то, что у нас получится воплотить в реальности то, что нам нравится и то, что мы задумали.

Поэтому, если мы:

Продумаем проект до начала строительных или ремонтных работ.

Оценим наши придумки со всех сторон, в том числе со стороны экономических возможностей.

Составим себе график и план исполнения проекта, который будем строго соблюдать если не в сроках, то в пунктах и задачах.

Позволим себе небольшие ошибки, которые или оставим, как есть, или исправим, если совсем невмоготу станет.

Даже понимая что, не умеем, всё-таки будем прикидочно делать расчёты инженерного плана, в том числе по освещенности. И эти расчёты будем сравнивать с другими, и верить только своим цифрам.

Закончив все расчёты и, понимая, что есть небольшой запас, сделаем этот запас ещё чуть больше «на всякий случай».

Оставим про запас, какое-то количество материалов не выкинув провода, гофру и прочие клипсы с подвесками.

То результат будет так же хорошо похож на первоначальный план в виде картинки, и он точно будет радовать и Вас, и Вашу хозяйку долгие годы. И радовать он будет не толькоосвещением на кухне , фото тому пример, а вообще тем, как выглядит и как обустроено это помещение. Кто бы, что ни говорил, а ведь даже в частном доме мы именно на кухне проводим большинство времени. И именно поэтому освещению на кухнестоит уделить особое внимание. Впрочем, как и всей кухне тоже.

 

 

 

 

gallery/mailservice (2)
gallery/mailservice (8)
gallery/mailservice (4)
gallery/mailservice (3)
gallery/mailservice
gallery/mailservice (7)
gallery/mailservice (5)